История и перспективы Великого национального собрания

Великому национальному собранию власти уделяют откровенно много внимания. Даже госпожа президент провела встречи с общественными организациями, чтобы заручиться их поддержкой, а кое-где и пригрозить, чтобы добиться лояльности.

Идея Великого национального собрания была автоматически принята народом, оппозицией и коллегами-журналистами. Возможно, это следствие системной борьбы с историей и привычкой вольно интерпретировать события прошлого. Возможно, это осознанный выбор властей, сознательно продвигающих преемственность национальных собраний прошлого и настоящего. Ответов на вопросы как всегда меньше, чем вопросов, однако это не повод не вспомнить, что скрывает история под таким явлением, как Великое национальное собрание.

«Великим национальным собранием» впервые стали именоваться митинги в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия. Там же впервые прозвучали позорные, придуманные творческой интеллигенцией и подхваченные беснующейся толпой лозунги: «Русских за Днестр! Евреев в Днестр!», «Чемодан-вокзал-Россия».

СССР разваливали по национальному признаку, и делали это вопреки распространенному мнению не спецслужбы США, а национальные элиты и партийная номенклатура на местах. Слабость центральной власти и привнесенная гипертрофированная идея «возрождения национального самосознания» сделали свое дело: верхушка Коммунистической партии Молдавской ССР объединилась с националистами Народного фронта. Цель проста и понятна – сохранение личного положения, доступ к власти, накопление и легализация капитала.

Очевидно, что расклад, выгодный интеллигенции, партийной номенклатуре и националистам, не устраивал подавляющее большинство жителей МССР. Молдаване выступали за сохранение страны и привычного уклада жизни. Родилась идея проведения «Великого национального собрания». Это был инструмент массового оболванивания, средство поселить в молдавском народе ложное представление о том, что большинство «устало жить под советской оккупацией». Потом появилась идея унионизации и единства молдавского и румынского народа. В конце 80-х – начале 90-х годов идеология унионизации не прижилась. У молдаван была сильна культурная составляющая, история молдавского народа не скрывалась и не искажалась, поэтому «единство с румынским народом» воспринималось скептически, без привычного сегодня пиетета. А еще наши отцы и деды искренне ненавидели румын за период оккупации и не стеснялись это демонстрировать.

Финалом бесконтрольного разгула националистического движения, предательства партийной номенклатуры стала гражданская война 1992 года. Результат мы наблюдаем и сегодня.

Политики и общественные деятели, тогда МССР, признались, что основу Великого национального собрания составили жители сёл, свозившихся в Кишинёв со всей республики за дополнительные «трудодни» и прочие материальные блага.

Сегодня «Великое национальное собрание» готовится по тем же заповедям и принципам. Додон заявил о разнарядке в бюджетных организациях для обеспечения «народности» нынешнего «Великого национального собрания». Примар столицы Чебан опубликовал смету расходов на топливо и сбор участников по спискам, составленным ячейками PAS. Интересный момент – единственным политиком, который выступит 21 мая перед собранными людьми, станет президент Майя Санду.

Поделиться в социальных сетях: