В сети появилась информация, наполненная «христианской добродетелью»… это, конечно, шутка, может быть, даже не удачная, но как охарактеризовать новость о том, что митрополит Кишиневский Владимир стал почетным гражданином Оргеевского района – благодарность «жителей за направление на верный путь в смутные времена». Интрига закручена вокруг противопоставления митрополита Владимира президенту страны госпоже Санду, которая «уводит страну от православных корней в угоду Западу».
Можно согласиться с такой постановкой вопроса, но обязательно появится некоторое количество «но». Молдова – светское государство, где церковь отделена от него. Деятельность Санду-PAS можно считать покушением на культуру молдавского народа, которая неразрывно связана с православием. Религиозная тематика опасна сама по себе. Некоторые ресурсы оказались в шаге от объявления новой «религиозной войны», когда нашли в деятельности Санду насаждение католицизма.
Эта история привлекает не из-за странного взгляда коллег-журналистов, а из-за упоминания митрополита Владимира, возглавляющего Молдавскую Митрополию Московского патриархата Русской Православной Церкви. Проникновение католицизма в нашу страну если и присутствует, то в том объеме, который можно не учитывать. Истинная опасность исходит от Румынской православной церкви, которая на деньги румынского правительства банально покупает священнослужителей, подчиненных митрополиту Владимиру.
Масштаб происходящего впечатляет. Переподчинение Румынской православной церкви происходит массово. Священнослужители, следуя за выгодным предложением, меняют епархию приходами. Верующие изменений не ощущают, кто «снимает десятину», им без разницы, главное, чтобы обряды проводились.
Проблема на самом деле давно известна, можно найти и оценку ущерба, и описание масштаба происходящего, и многое другое. Если на второй план отодвинуть меркантильность священнослужителей, то на первый выйдет вопрос: а что сделали митрополит Владимир и Молдавская Митрополия, чтобы упредить и сдержать экспансию румынской церкви?! Ответ на поверхности – ничего.
Владимир и Митрополия, как структурированная организация, ничего не сделали, чтобы удержать ситуацию под контролем или минимизировать ущерб. Представители митрополии исчезли из публичного поля, очевидно, борьбе предпочитая смирение. Сложно положительно или сдержанно оценивать ситуацию в нашей религиозной сфере. Так же, как и пытаться найти объяснения пассивности представителей традиционного православия. Если мерять ситуацию светскими понятиями, то это глупость, предательство или страх перед раздувшимся репрессивным аппаратом.